Н.Чиркова-Иванова
Гарвардский Университет,
Кембридж.
27.05.05.
"Главное всё-таки не в "театре", а в том, что он может и должен нести в самою жизнь, в её преображение" - так определял направленность своей педагогической деятельности Леонид Фёдорович Макарьев, один из основателей Театра Юных Зрителей, удивительный актёр, режиссёр. драматург, лингвист и старейший театральный педагог. (Здесь и далее текст в кавычках взят из частной переписки Макарьева, изданной в 1985 году ВТО-Творческое наследие.)
Сегодня театральная школа-театр со своеобразной методикой педагогики, созданная впервые в европейской театральной культуре, основателями педагогически направленного театра для детей-уходит. Люди, занявшие места в руководстве российских театральных школ, в подавляющем большинстве, люди-утратившие или не имеющие своей "сверх задачей" деятельность, по выявлению и развитию нравственно-эстетического миропонимания студентов. Хотя русский театр от своего основания шёл по такому пути и именно таковая же "сверх задача" является внутренним двигателем русской классической литературы, благодаря чему русская классическая литература стала в высшем ряду созданий мировой культуры.
Драматический театр, будучи неразрывно связан с литературой, вобрал в себя эту "сверх задачу", став её нераздельной частью. Усилиями К.С.Станиславского была обрисована общая концепция эстетического театра с введением устойчивого понятие "сверх задачи". Эта концепция популярна сегодня во всём мире под названием-"Система Станиславского".
Метод театральной педагогики Л.Ф.Макарьева строился на основных положениях системы Станиславского. Как в театральной практике, так и в театральной педагогике, Макарьевым был выдвинут обязательный для всех "незыблемый принцип единства формы и содержания", как в самом произведении искусства, так и в его анализе. В своей педагогической деятельности Макарьев отвергал пути бессодержательной чисто формальной направленности. Педагогический процесс в понимании Леонида Фёдоровича-это своеобразное "искусство" введения ученика (молодого актёра) в умелость творческого мышления и вдохновенного творчества, путём совместной деятельности ученика и группы, группы и учителя.
Для Макарьева было важным научить ученика пользоваться системой, как средством "эстетической разведки" в субъективном и объективном плане. Ведущая задача на основе метода определялась, как "развитие индивидуального богатства и творческого многообразия".
"На пути открытым Станиславским (пишет Макарьев) создана новая сценическая этика-органичность коллективного взаимообусловленного сценического бытия. Уже в этой "органичности" заключено было нечто весьма важное, заставляющее актёра задуматься, а зрителя сопереживать с ним, что-то познавательно ценное и эстетически значительное".
Для Макарьева в системе обучения театральной молодёжи важна была взаимосвязь профессиональных навыков и эстетического становления личности будущих творцов театрального искусства, именно творцов театра, а не работников театра. Поэтому такое большое место в практических занятиях уделялось работе с литературными источниками русской классики.
Воспитание умения наслаждаться прекрасным должно включать в себя потребность распространять прекрасное-это одно из нравственных положений педагогики Макарьева.
На сегодняшний день театр, как созидатель эстетического мировоззрения, как воспитатель духовного начала в человеке (как писал Леонид Фёдорович в семидесятые годы прошлого века) "превращается в искусство обмана и паразитирующего ячества".
В середине первого десятилетия нового века, чтобы соотнести макарьевскую фразу с нашим днём, надо исправить только глагольную форму-сегодняшний российский театр ПРЕВРАТИЛСЯ, к глубокому сожалению, в искусство обмана и паразитирующего ячества!